Развитие ребенка на первом году жизни                            

Мес

 

 

Веду­щие линии разви­тия

 

 

Показатели развития

 

 

Возраст ребенка в месяцах

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

A3

Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой

 

 

 

 

 

АС

Прислушивается и реагирует па голос взрослого, изменяет/прекращает плач

 

 

 

 

 

ДО

Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на жи­воте

 

 

 

 

 

РА

При общении со взрослым издаст тихие короткие гортанные звуки

 

 

 

 

 

Э

Первая улыбка при общении со взрослым

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

РН

Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симмет­ричны, по нерезко выражены и непостоянны

 

 

 

 

 

A3 АС

Длительно удерживает предмет в поле зрения. Ищет источник зву­ка поворотом головы

 

 

 

 

 

до

Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа па живо­те длительно удерживает голову

 

 

 

 

 

РА

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

 

 

 

 

 

Э

Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

РН

Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги

 

 

 

 

 

A3

Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвиж­ном предмете

 

 

 

 

 

до

ДР

Опора на предплечья лежа па животе, поворачивается па живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до

плеча

 

 

 

 

 

РА

Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление

 

 

 

 

 

Э

Комплекс «оживления»

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

РН

Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керн ига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус

 

 

 

 

 

A3 АС

Четко локализует источник звука в пространстве поворотом голо­вы. Рассматривает руку

 

 

 

 

 

до

ДР

Поворачивается с живота на спину. Захватывает, ощупывает, рас­сматривает, перекладывает в руках игрушку

 

 

 

 

 

РА

Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос

 

 

 

 

 

СП

Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при се виде

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

РН

Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

 

 

 

 

 

ДО

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук

 

 

 

 

 

ДР

Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Зах­ватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот

 

 

 

 

 

РА

Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.

 

 

 

 

 

СП

Различает близких и чужих, строгий и ласковый топ Адекватная реакция оживления или страха

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

A3

Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет и вытягивает руки

 

 

 

 

 

ДОДР

При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку

 

 

 

 

 

РА

Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги

 

 

 

 

 

Н

Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки

 

 

 

 

 

ЭСП

По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание

 

 

 

 

 

 

7

8

9

10

11

12

7

 

 

 

 

 

до

Самостоятельно сидит. Встает па четвереньки

 

 

 

 

 

ДР

Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и раз­махивается, бросает игрушку

 

 

 

 

 

РП РА

На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указы­вает па него пальцем. Подолгу активно лепечет

 

 

 

 

 

н

Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый

 

 

 

 

 

СП

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в кон­такт. Появляется познавательный интерес

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

A3

Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фото­графии

 

 

 

 

 

до

Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает па четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

 

 

 

 

 

РП

РА

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет

 

 

 

 

 

н

Сам держит сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их

 

 

 

 

 

спи

Играет в «прятки», сидя на руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

до

ДР

Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Бе­рет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пира­мидку

 

 

 

 

 

РП

По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается па зов

 

 

 

 

 

РА

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы

 

 

 

 

 

н

Спокойно относится к высаживанию па горшок

 

 

 

 

 

СП

Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

до

Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы

 

 

 

 

 

ДР

По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет ранее известные действия «сорока», «ладушки», до свидания

 

 

 

 

 

РП

По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глаз­ки, носик, ротик, ушки

 

 

 

 

 

РА

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

 

 

 

 

 

СП

Голосом и жестами сигнализирует о своих нуждах, любит находить­ся в компании с другими детьми

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

до

Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры

 

 

 

 

 

ДР

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

 

 

 

 

 

РП

Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

 

 

 

 

 

РА

Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощен­ные слова

 

 

 

 

 

СП

Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к раз­ным детям и взрослым, очень любит трогать животных

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

ДО

Первые самостоятельные шаги без поддержки

 

 

 

 

 

ДР

Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, но назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

 

 

 

 

 

РП

Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке

 

 

 

 

 

РА

Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

 

 

 

 

 

СР

Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

 

 

 

 

 

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее четырех заданий возраст­ного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.



Используются технологии uCoz