Развитие
ребенка на первом году жизни
Мес |
Ведущие линии
развития |
Показатели развития |
Возраст ребенка в месяцах |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1 |
A3 |
Удерживает в поле зрения и плавно
следит за движущейся игрушкой |
■ |
|
|
|
|
|
||
АС |
Прислушивается и реагирует па голос
взрослого, изменяет/прекращает плач |
■ |
|
|
|
|
|
|||
ДО |
Кратковременно приподнимает и
удерживает голову лежа на животе |
■ |
|
|
|
|
|
|||
РА |
При общении со взрослым издаст тихие
короткие гортанные звуки |
■ |
|
|
|
|
|
|||
Э |
Первая улыбка при общении со взрослым |
■ |
|
|
|
|
|
|||
2 |
РН |
Все безусловные рефлексы
новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены и
непостоянны |
|
■ |
|
|
|
|
||
A3 АС |
Длительно удерживает предмет в поле
зрения. Ищет источник звука поворотом головы |
|
■ |
|
|
|
|
|||
до |
Хорошо держит голову в вертикальном
положении, лежа па животе длительно удерживает голову |
|
■ |
|
|
|
|
|||
РА |
Крик интонационно выразительный.
Начальное гуление |
|
■ |
|
|
|
|
|||
Э |
Быстро отвечает улыбкой при общении
со взрослым |
|
■ |
|
|
|
|
|||
3 |
РН |
Угасают рефлексы новорожденного, в
том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища
при опоре па ноги |
|
|
■ |
|
|
|
||
A3 |
Плавно следит и длительно
сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете |
|
|
■ |
|
|
|
|||
до ДР |
Опора на предплечья
лежа па животе, поворачивается па живот Первые неправильные движения
руки к игрушке, отводит руки до плеча |
|
|
■ |
|
|
|
|||
РА |
Крик с отчетливой интонацией.
Певучее гуление |
|
|
■ |
|
|
|
|||
Э |
Комплекс
«оживления» |
|
|
■ |
|
|
|
|||
4 |
РН |
Исчезают рефлексы новорожденного,
кроме рефлекса Керн ига и Моро. Исчезает
физиологический гипертонус |
|
|
|
■ |
|
|
||
A3 АС |
Четко локализует источник звука
в пространстве поворотом головы. Рассматривает
руку |
|
|
|
■ |
|
|
|||
до ДР |
Поворачивается с живота на
спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает,
перекладывает в руках игрушку |
|
|
|
■ |
|
|
|||
РА |
Певучее продолжительное гуление
Начинает смеяться в голос |
|
|
|
■ |
|
|
|||
СП |
Комплекс оживления со смехом при
эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при се виде |
|
|
|
■ |
|
|
|||
5 |
РН |
Исчезают все физиологические
рефлексы новорожденного, кроме сосательного |
|
|
|
|
■ |
|
||
ДО |
Ровно стоит при поддержке, хорошо
переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук |
|
|
|
|
■ |
|
|||
ДР |
Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук
взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот |
|
|
|
|
■ |
|
|||
РА |
Продолжительно певуче гулит
цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр. |
|
|
|
|
■ |
|
|||
СП |
Различает близких и чужих, строгий и
ласковый топ Адекватная реакция оживления или страха |
|
|
|
|
■ |
|
|||
6 |
A3 |
Оптическая реакция опоры па руки
— выпрямляет и вытягивает руки |
|
|
|
|
|
■ |
||
ДОДР |
При подтягивании за руки изгибает
голову, садится Перекладывает в руках игрушку |
|
|
|
|
|
■ |
|||
РА |
Появляются короткие цепочки лепета,
произносит отдельные слоги |
|
|
|
|
|
■ |
|||
Н |
Ест с ложки, снимая пищу губами,
начинает пить из чашки |
|
|
|
|
|
■ |
|||
ЭСП |
По-разному реагирует на свое и чужое
имя. Формируется активное внимание |
|
|
|
|
|
■ |
|||
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||||
7 |
до |
Самостоятельно сидит. Встает па
четвереньки |
■ |
|
|
|
|
|
||
ДР |
Долго рассматривает, перекладывает в
руках игрушку, стучит и размахивается,
бросает игрушку |
■ |
|
|
|
|
|
|||
РП РА |
На вопрос «где»
повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па него
пальцем. Подолгу активно лепечет |
■ |
|
|
|
|
|
|||
н |
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки,
которую держит взрослый |
■ |
|
|
|
|
|
|||
СП |
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем
вступить в контакт. Появляется познавательный интерес |
■ |
|
|
|
|
|
|||
8 |
A3 |
Узнает, различает и показывает
пальцем близких людей на фотографии |
|
■ |
|
|
|
|
||
до |
Уверенно сидит, сам встает на
колени, ползает па четвереньках. Самостоятельно встает, держась за
опору, переступает |
|
■ |
|
|
|
|
|||
РП РА |
Выполняет просьбы взрослого:
«дай ручку», «до свидания»,
играет в «ладушки», «сороку».
Появляется интонационно-выразительный лепет |
|
■ |
|
|
|
|
|||
н |
Сам держит сухарик, кусочек хлеба,
яблоко и пр. и грызет их |
|
■ |
|
|
|
|
|||
спи |
Играет в
«прятки», сидя на руках у взрослого. Простое
подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. |
|
■ |
|
|
|
|
|||
9 |
до ДР |
Хорошо ходит у опоры, переступает
при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя
пальцами, начинает складывать пирамидку |
|
|
■ |
|
|
|
||
РП |
По просьбе
«дай», «принеси» отыскивает и
приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается па зов |
|
|
■ |
|
|
|
|||
РА |
Богатое разнообразие звукосочетаний
при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы |
|
|
■ |
|
|
|
|||
н |
Спокойно относится к высаживанию па
горшок |
|
|
■ |
|
|
|
|||
СП |
Подражает взрослому или ребенку в
действиях, общается жестами |
|
|
■ |
|
|
|
|||
10 |
до |
Хорошо стоит и ходит у опоры,
придерживаясь за нее одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой
лестницы |
|
|
|
■ |
|
|
||
ДР |
По просьбе и самостоятельно с
удовольствием выполняет ранее известные действия
«сорока», «ладушки», до свидания |
|
|
|
■ |
|
|
|||
РП |
По просьбе показывает части своего
или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, ушки |
|
|
|
■ |
|
|
|||
РА |
Повторяет за взрослым новые слоги,
произносит первые «лепетные» слова:
ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя |
|
|
|
■ |
|
|
|||
СП |
Голосом и жестами сигнализирует о
своих нуждах, любит находиться в компании
с другими детьми |
|
|
|
■ |
|
|
|||
11 |
до |
Уверенно, самостоятельно стоит,
ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры |
|
|
|
|
■ |
|
||
ДР |
Складывает пирамидку из колец с
широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком |
|
|
|
|
■ |
|
|||
РП |
Понимает первые обоснования:
машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части
своего лица и тела |
|
|
|
|
■ |
|
|||
РА |
Увеличивается запас лепетных слов,
появляются первые упрощенные слова |
|
|
|
|
■ |
|
|||
СП |
Начинает понимать слово
«нельзя». Не одинаково относится к разным
детям и взрослым, очень любит трогать животных |
|
|
|
|
■ |
|
|||
12 |
ДО |
Первые самостоятельные шаги без
поддержки |
|
|
|
|
|
■ |
||
ДР |
Собирает пирамидку с маленькими
отверстиями, но назначению использует расческу, хорошо держит чашку,
ложку |
|
|
|
|
|
■ |
|||
РП |
Выполняет простые поручения. Очень
любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и
предметы в книжке |
|
|
|
|
|
■ |
|||
РА |
Произносит 8-10 облегченных слов,
использует их для общения |
|
|
|
|
|
■ |
|||
СР |
Различает предметы по форме:
кубики, кирпичики, шарики |
|
|
|
|
|
■ |
Сокращения:
РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы
зрительный, слуховой; ДО, ДР
— движения общие, движение руки; РА, РП — речь
активная, речь-понимание; СР
— сенсорное развитие; Э — эмоции; Н —
навыки; СП — социальное поведение; И —
игра.
Развитие
соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее четырех заданий
возрастного
минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию
невропатолога.